Сегодня речь пойдёт об инженере, чьё имя неразрывно связано с чехословацкими мотоциклами JAWA и CZ. Практически для всех владельцев Явы и мальчишек родившихся в советское время фамилия «Янкин», звучала на уровне сегодняшних самых популярных мотоблогеров ютуба.


Сергей вырос в семье военного летчика, и его детство было наполнено постоянными переездами: Украина, Ростовская область, Пенза, Куйбышев… Каждое новое место оставляло свой след, формируя характер будущего инженера и исследователя. В Пензе он закончил школу, а затем поступил в Московский физико-технический институт — один из самых престижных вузов страны.
— В 1973 году состоялся полет «Аполлона» и «Союза», — вспоминает Сергей Евгеньевич. — Мне запала в душу космическая тема, и с 13 лет я увлекся авиацией. Отец тоже был летчиком, так что выбора у меня практически не было.
Учеба на факультете аэромеханики и летательной техники стала настоящим погружением в науку. Первые экскурсии в ЦАГИ — Центральный аэрогидродинамический институт — поражали воображение: огромные аэродинамические трубы, гиперзвуковые установки, секреты авиации. Труба Т-101 была такой большой, что в ней помещались два театра. А знаменитая гиперзвуковая Т-116, построенная под землей на глубине почти 50 метров, служила подготовкой к возможным ядерным угрозам.
— Учеба была непростой, но невероятно вдохновляющей, — вспоминает Сергей Янкин.— Госэкзамен по физике мы сдавали у самого Сергея Петровича Капицы — невероятного человека, который наравне общался со студентами. А лабораторные работы приходилось защищать у Георгия Михайловича Рябинкова. Во время войны Рябинков внёс такой вклад в развитие авиации, что Гитлер записал его в свои личные враги, наряду с Левитаном.
Студенческие годы запомнились не только учебой, но и особой атмосферой Театра на Таганке.
— Мы с однокурсниками выполняли хозяйственные дела, а взамен оказывались в самой гуще культурной жизни Москвы, — рассказывает Сергей Евгеньевич. — Представьте: идешь по коридору — навстречу Владимир Высоцкий, чуть дальше Леонид Филатов, а за ним Алла Демидова. Возможность наблюдать за репетициями кумиров делала каждодневную рутину настоящим праздником.
Но жизнь студентов не ограничивалась только театром: сильная альпинистская секция увлекала многих и открывала новые горизонты. А вот Сергей Янкин отдал предпочтение не альпинизму, а мотоспорту.
Так как с юных лет Сергей был увлечён техникой и скоростью: сначала велосипед, затем мопеды и мотоциклы. Уже в студенчестве он имел первый спортивный разряд, а вместе с друзьями с факультета организовывал мотопутешествия по всей стране — от Подмосковья до Кавказа и Прибалтики. Особым событием стали «слёты друзей Явы», где собирались явисты со всего Союза, устраивая соревнования на мотоциклах. Там же можно было встретить и чешских инженеров, которые вдохновляли участников своими навыками.

В последний год обучения Сергей Янкин начал работать в ЦАГИ (Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н. Е. Жуковского), где под руководством выдающегося аэрогидродинамика Станислава Битяева занимался вихревыми течениями и принимал участие в исследованиях, связанных со строительством «Бурана».
В 90-е годы, когда научная деятельность в ЦАГИ начала спадать, Сергей вернулся в Борисоглебск. С 1983 по 1992 год работал на Борисоглебском приборостроительном заводе главным инженером. Производство было связано с оборонкой, работа требовала высокой точности и ответственности, но даже в этот период Сергей Евгеньевич не оставлял своего главного увлечения — мотоциклов. Янкин своими руками внедрял авторские решения в JAWA: технологические узлы, подвески, компоновочные мелочи, которые в сумме дают характер. Писал, консультировал, дружил с журналом «МОТО», печатал там свои разработки, ходил в экспедиции вместе со знаменитым путешественником Иваном Ксенофонтовым и регулярно бывал на слётах, организованных журналом «МОТО». Сергей Янкин собирал вокруг себя тех, кто «слышит мотор сердцем».


В 1994 году по инициативе Сергея Янкина в Борисоглебске был создан мотоклуб «Эндуро», который быстро стал центром притяжения для всех любителей мотоциклов. В клуб входило около 40 человек, объединённых общей страстью к технике и свободе дорог. Это был любительский клуб, но его активность поражала: летом проводились мотослёты, а соревнования по эндуро собирали участников не только из Борисоглебска, но и из других городов и стран. Атмосфера дружбы и спортивного азарта делала эти встречи особенными и оставляла яркий след в памяти каждого участника.


Благодаря публикациям в журналах и в изданиях на техническую тематику, проекты и инженерные доработки Сергея Янкина были известны на территории всего бывшего постсоветского пространства. А борисоглебцы могли не только о них читать, но и своими глазами видеть его новаторские проекты в «железе»на улицах города. Интерес к его работе выходил далеко за пределы страны: в гости к Сергею приезжали знаменитые спортсмены из-за рубежа, среди них — голландец Шак Лукассон, известный мотопутешественник, объехавший все материки на спортбайке и несколько дней проживший в Борисоглебске.


Янкин не из тех, кто соревнуется только с секундомером. Его рекорд — раллийный марш-бросок «Пять ветров»: Борисоглебск — Москва — Петербург — Петрозаводск, 1583 километра почти без остановок. В обычной жизни его «комфортная скорость» — 100–105 км/ч — достаточно, чтобы не нарушать и «слышать дорогу». К спортивной молодости относится бережно и строго: видит, как падает культура вождения, и убеждён, что её основания — в образовании и умении думать.


— Я очень много читаю, — рассказывает наш герой. — Чтение развивает критическое мышление. Иногда вернёшься к странице — и видишь то, чего раньше не заметил.
Личная история у Сергея — с драматическими поворотами. Первая жена — это мотокросс, мототуризм, «жизнь на высоких оборотах» — так её характеризует и вспоминает Сергей Янкин. Трагическая авария 1993 года перечеркнула планы, но не память. Дочь Надежда и внук Владимир — продолжение фамильного темперамента.

Сегодня Сергей Янкин продолжает работать с мотоциклами, он готовит технику для нужд бойцов СВО. К нему привозят мотоциклы, и он перебирает самые уязвимые узлы — вилку, подвески, детали, которые должны выдерживать максимальные нагрузки. Его супруга Наталья Борисовна тоже поддерживает ребят на линии фронта: печёт пряники и передаёт вместе с техникой домашнее тепло. Такая помощь, признаётся Сергей, особенно ценна для ребят, ведь вместе с исправным мотоциклом они получают частичку заботы и поддержки из родного Борисоглебска.

Сегодня, Сергей Евгеньевич, отмечает свой личный юбилей. В день 65-летия хочется пожелать здоровья, ясной головы, добрых дорог и надёжных людей рядом. Пусть новые маршруты будут щедры на открытия, а мастерская — на идеи и благодарные моторы.

Фотогалерея
Читайте так же
МЧС предупреждает о повышенном риске пожаров в Борисоглебске
Борисоглебцы поддерживают бойцов спецподразделения
Путешествие по интерактивной карте Борисоглебска. Улица Свободы (часть 1)
В Борисоглебске для православной молодёжи провели беседу о вреде алкоголя и мастер-класс в рамках акции «Белый цветок»
Учим ПДД весело и с пользой!
Авария с участием несовершеннолетнего произошла на улице Чкалова
История Борисоглебского учительского института в послевоенные годы
Бывший мэр Борисоглебска сменил домашний арест на подписку о невыезде
Сотрудница воронежской ИК-9 — призер тамбовского марафона