16+
фото
Все новости
История города
Город

Горький в Борисоглебске

Улица Первомайская, до октября 1918 года носившая название Хоперской, тянется вдоль полотна железной дороги, которая в своё время и дала ей жизнь. Застраиваться она начала лишь в последней четверти девятнадцатого века. Еще в 1867 году эти места были далёкой глухой окраиной Борисоглебска. Но вот в 1869 году в город приходит железная дорога и все разительно изменяется.

Всего за несколько лет здесь был построен целый большой комплекс каменных и деревянных зданий. Вокзал, железнодорожные медицинские службы, баня, казармы железнодорожных рабочих, несколько каменных корпусов мастерских чуть позже красивейшее здание железнодорожного технического училища. С этого момента городские улицы и кварталы, находившиеся совсем недавно в версте от вокзала, вдруг стремительно придвинулись к нему и к железной дороге.

Хопёрская улица, хотя и окраинная, быстро приобрела значение важной городской магистрали. Об этом говорит и то, что её, вместе с Дворянской (Советской) и Большой (Свободы) замостили булыжником первыми в Борисоглебске ещё на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.

В это же время на Хопёрской появилось полноценное уличное освещение.

Постепенно сформировалась большая привокзальная площадь с газоном и небольшим сквериком. Рядом с железной дорогой и вокзалом строились жилые дома, но так же и быстро появилось несколько чайных и закусочных, лавки торговцев, пара дешёвых гостиниц и даже дом терпимости. Там где сейчас стоит большой пятиэтажный жилой дом, на углу Победы (Дровяной) и Первомайской (Хопёрской) в 1914 году в доме Святышева открылась очередная, подобная многим, но  с необычным ассортиментом крымских чаев, «Симферопольская чайно-кофейная».

Следующим строением после чайной по улице был дом вдовы купца Юмашева. Он был построен ещё в 1870-е годы для сдачи помещений в аренду. Именно здесь, в этом небольшом каменном, двухэтажном доме проживал во время своего недолгого нахождения в Борисоглебске будущий «великий пролетарский» писатель Алексей Максимович Пешков. У него была угловая комнатка. Пешков работал на товарной станции ночным сторожем и по ночам ходил вдоль путей и пакгаузов в целях борьбы с хищениями товаров, которых на Руси и тогда было немало.

Пробыл он у нас менее месяца – с декабря 1888 по 6 января 1889, после чего перебрался на другое место работы. Двадцатилетнему будущему литератору в нашем городе было скучно, здесь ему не понравилось (как, впрочем, и на предыдущем месте работы), поэтому он  написал железнодорожному начальству слёзную просьбу в стихах о переводе. Просьба была удовлетворена. Из Борисоглебска он перебрался на станцию Крутая. Но, впрочем, и тут задержался ненадолго.

В советское время было очень модно и престижно приобщиться к трудовой биографии будущего классика соцреализма. Поэтому постепенно родилась легенда, что Горький достаточно долго жил в Борисоглебске, бывал  в чайных, где вступал в разговоры и дискуссии, участвовал в литературных и политических кружках, много читал и ходил в библиотеки, чего он, конечно, за короткий промежуток самой суровой части зимы, сделать не мог.

Более того, всем гостям города с гордостью сообщалось, что некоторые свои рассказы Горький написал под влиянием впечатлений от пребывания в Борисоглебске. Люди, говорившие это и свято верившие в собственные слова, вероятно, сами никогда даже не читали рассказов А. М. Горького. Так рассказ «Сторож», который на протяжении всего двадцатого столетия, приписывался нахождению писателя в нашем городе, начинается с фразы: «Я – ночной сторож на станции Добринка…». Как говориться без комментариев. Именно из Добринки Горький и был переведен в Борисоглебск.

Ничем не примечательный двухэтажный домик, в советское время стал знаменитым и чуть ли не местом паломничества. А в 1961 году напротив него, в самом центре привокзальной площади, появился памятник «Буревестнику русской революции», который стоит до сих пор.

Здание же долгие годы и даже целые десятилетия верой и правдой служило городу. Несмотря на отсутствие значительного ремонта почти за весь советский период, оно являлось в течение примерно двадцати лет городской автостанцией. И было запечатлено не раз на фотографиях.  На первом этаже дома находился крохотный зальчик ожидания на 9 – 12 посадочных мест с жёсткими деревянными креслами и окошко продажи билетов. А на втором этаже одно время располагалась даже касса по продаже авиабилетов на Воронеж.

В 1983 на другой стороне привокзальной площади открылся новый автовокзал, который знаком каждому борисоглебцу. А старое здание с тех пор, будучи не востребованным, потихоньку ветшало.

С 2023 года в здании проводятся реставрационные работы, благодаря которым объект культурного наследия будет сохранён для будущих потомков.

10 апреля 2025
Дмитрий Протасов

Читайте так же

Есть чем поделиться?
Пишите!

    Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности