Улица Первомайская, до октября 1918 года носившая название Хоперской, тянется вдоль полотна железной дороги, которая в своё время и дала ей жизнь. Застраиваться она начала лишь в последней четверти девятнадцатого века. Еще в 1867 году эти места были далёкой глухой окраиной Борисоглебска. Но вот в 1869 году в город приходит железная дорога и все разительно изменяется.
Всего за несколько лет здесь был построен целый большой комплекс каменных и деревянных зданий. Вокзал, железнодорожные медицинские службы, баня, казармы железнодорожных рабочих, несколько каменных корпусов мастерских чуть позже красивейшее здание железнодорожного технического училища. С этого момента городские улицы и кварталы, находившиеся совсем недавно в версте от вокзала, вдруг стремительно придвинулись к нему и к железной дороге.
Хопёрская улица, хотя и окраинная, быстро приобрела значение важной городской магистрали. Об этом говорит и то, что её, вместе с Дворянской (Советской) и Большой (Свободы) замостили булыжником первыми в Борисоглебске ещё на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков.
В это же время на Хопёрской появилось полноценное уличное освещение.
Постепенно сформировалась большая привокзальная площадь с газоном и небольшим сквериком. Рядом с железной дорогой и вокзалом строились жилые дома, но так же и быстро появилось несколько чайных и закусочных, лавки торговцев, пара дешёвых гостиниц и даже дом терпимости. Там где сейчас стоит большой пятиэтажный жилой дом, на углу Победы (Дровяной) и Первомайской (Хопёрской) в 1914 году в доме Святышева открылась очередная, подобная многим, но с необычным ассортиментом крымских чаев, «Симферопольская чайно-кофейная».
Следующим строением после чайной по улице был дом вдовы купца Юмашева. Он был построен ещё в 1870-е годы для сдачи помещений в аренду. Именно здесь, в этом небольшом каменном, двухэтажном доме проживал во время своего недолгого нахождения в Борисоглебске будущий «великий пролетарский» писатель Алексей Максимович Пешков. У него была угловая комнатка. Пешков работал на товарной станции ночным сторожем и по ночам ходил вдоль путей и пакгаузов в целях борьбы с хищениями товаров, которых на Руси и тогда было немало.

Пробыл он у нас менее месяца – с декабря 1888 по 6 января 1889, после чего перебрался на другое место работы. Двадцатилетнему будущему литератору в нашем городе было скучно, здесь ему не понравилось (как, впрочем, и на предыдущем месте работы), поэтому он написал железнодорожному начальству слёзную просьбу в стихах о переводе. Просьба была удовлетворена. Из Борисоглебска он перебрался на станцию Крутая. Но, впрочем, и тут задержался ненадолго.
В советское время было очень модно и престижно приобщиться к трудовой биографии будущего классика соцреализма. Поэтому постепенно родилась легенда, что Горький достаточно долго жил в Борисоглебске, бывал в чайных, где вступал в разговоры и дискуссии, участвовал в литературных и политических кружках, много читал и ходил в библиотеки, чего он, конечно, за короткий промежуток самой суровой части зимы, сделать не мог.
Более того, всем гостям города с гордостью сообщалось, что некоторые свои рассказы Горький написал под влиянием впечатлений от пребывания в Борисоглебске. Люди, говорившие это и свято верившие в собственные слова, вероятно, сами никогда даже не читали рассказов А. М. Горького. Так рассказ «Сторож», который на протяжении всего двадцатого столетия, приписывался нахождению писателя в нашем городе, начинается с фразы: «Я – ночной сторож на станции Добринка…». Как говориться без комментариев. Именно из Добринки Горький и был переведен в Борисоглебск.
Ничем не примечательный двухэтажный домик, в советское время стал знаменитым и чуть ли не местом паломничества. А в 1961 году напротив него, в самом центре привокзальной площади, появился памятник «Буревестнику русской революции», который стоит до сих пор.

Здание же долгие годы и даже целые десятилетия верой и правдой служило городу. Несмотря на отсутствие значительного ремонта почти за весь советский период, оно являлось в течение примерно двадцати лет городской автостанцией. И было запечатлено не раз на фотографиях. На первом этаже дома находился крохотный зальчик ожидания на 9 – 12 посадочных мест с жёсткими деревянными креслами и окошко продажи билетов. А на втором этаже одно время располагалась даже касса по продаже авиабилетов на Воронеж.

В 1983 на другой стороне привокзальной площади открылся новый автовокзал, который знаком каждому борисоглебцу. А старое здание с тех пор, будучи не востребованным, потихоньку ветшало.
С 2023 года в здании проводятся реставрационные работы, благодаря которым объект культурного наследия будет сохранён для будущих потомков.

Фотогалерея
Читайте так же
Ноябрь — месяц побед
Что делать, если налоговое уведомление не получено?!
Сотрудница воронежской ИК-9 — призер тамбовского марафона
Противопожарный режим в Борисоглебске — правила и ограничения
«Рождественская лыжня-2025» в Борисоглебске: спорт, здоровье и ГТО!
Листая биографию героев…
История Борисоглебского учительского института в послевоенные годы
Бывший мэр Борисоглебска сменил домашний арест на подписку о невыезде
Сотрудница воронежской ИК-9 — призер тамбовского марафона