16+
фото
Все новости
История города

Историческая статья. Судоходство на Хопре Ч.2

Судоходство на Хопре. Часть вторая.

Несмотря на то что осадка теплохода была чуть больше 50 сантиметров, на перекатах и отмелях нужной нам глубины не было. Поэтому в конце июня, когда река полностью входила в берега, начинали работать земснаряды—углубляли фарватер. За Урюпинским участком «Хопер» было закреплено два таких спецсудна. Столько же работало и корнекранов. Находились они в ведении изыскательских партий, которые весь сезон работали на поддержании русла в нужном состоянии. На перекатах возводились гряды из плетня или камня, которые не давали песку затягивать очищенные земснарядами участки.

Постоянный контроль глубины и соответствующую разметку фарватера вешками вели бакенщики. И все же на мель садились довольно часто. Снимали катер либо вручную с помощью шестов, либо завозили на шлюпке якорь вперед по курсу и потом лебедкой стягивали судно с мели. Рейс в один конец занимал от трех до четырех часов. Теплоход «Ленинград» брал на борт до ста пятидесяти пассажиров. Билет стоил, в зависимости от дальности, до семи с половиной рублей (это на дореформенные деньги).

Добираться до райцентра из прилегающих к реке хуторов было дешево, удобно, да к тому же и приятно. —В середине 50-х годов в районе появилось грузотакси, в хутора стали отправлять грузовые машины с будками для перевозки пассажиров с их кладью. Это потом, гораздо позже, их заменят автобусы. И хотя доехать на машине выходило быстрее, все равно многие предпочитали теплоход. У нас было комфортнее, и получалась не столько поездка, сколько прогулка по реке.

Помню, священник из станицы Тепикинской (храм там тогда еще не был закрыт) любил ездить в Урюпинск именно по реке, говорил, что за время дороги природной благостью проникаешься. Катера поменьше, такие как «Победный», «Кировец», курсировали на более коротких маршрутах. По выходным и праздникам вывозили горожан на Комсомольские горы. Так что пристань, которая находилась напротив нынешней спасательной станции, пустовала редко.

К концу 50-х годов на смену винтовым катерам пришли водометные, имеющие меньшую осадку и больше приспособленные к плаванию по мелководью. Развивалась дорожная сеть, система пассажирского и грузового автотранспорта. Надобность в речном сообщении отпала сама собой, к тому же содержание реки в судоходном состоянии обходилось недешево.

В 1969 году суда по Хопру ходить перестали. Сегодня, вспоминая те дни, становится обидно за Хопер, который оказался практически брошенным. Ведь чистить берега и русло необходимо не только ради судоходства, а для того, чтобы сохранять реку как памятник природы.

Подготовил А. МУРАВЬЕВ.

ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ КОНТОРА «ХОПЕР» г. Урюпинск, ул. Партизанская Организована в 1949 году Сталинградским Областным Управлением Малых рек г. Сталинград и работала по 1969 год.

Первые пассажирские теплоходы «Победный», «Москва» он же «Смелый» прибыли своим ходом с г. Калач н/д. Пассажирский т/х. «Ленинград» он же «Бойкий» прибыл на железнодорожной платформе до станции Урюпино. Указанные т/х. ходили на линии Урюпинск-Новохоперск-Урюпинск., Урюпинск-Бурацкий-Урюпинск по 75 км вверх и вниз по р. «Хопер». Пополнялся флот пассажирскими т/х как винтовыми так и водометными «Ракета»-он же «ПТЛ-1», «Маяк»-он же «ПТЛ-2», «ПТЛ-3», «ПТЛ-4», «ПТЛ-5» «Кировец», «А-15», «А-36» которые ходили на прежних линиях и Серафимович-Вешенская-Букановская-Серафимович, Серафимович-Слашевская-Серафимович, Калач н/д-с/х Донской-Калач н/д-Цимлянское водохранилище. Т/ х «Ленинград»-«Бойкий» в 1957 году перевили работать на линию г. Волгоград-г. Волжский, работална нем самый молодой 18 летний капитан Полунин В.И.

На линии Волгоград-Волжский-Ленинск-Волгоград ходили пассажирские т/х «Родина», «Салют», «Победа», «Мир» построенные своими силами судостроительным участком при областном управление малых рек г. Сталинград-Волгоград. Активное участие речники г.Урюпинска принимали в строительстве Волго-Донского судоходного канала им. Сталина, он же им. Ленина доставляя туда бутовый камень с Комсомольских Гор буксирными винтовыми и водометными катерами и т/х: «Сержант»-он же «Приморск», «Лейтенант»-он же «Хоперский», «Маршал», «Котовский»-он же «Седов», «Олег Кошевой»-он же «Урюпинск», «Орленок», «Серафимович», «Балашов», «Чапаевск», «Комсомолец» буксируя или толкая сухогрузные и наливные баржи грузоподъемностью 20-40-60 тонн, перевозился также кирпич, лес, пиломатериалы, бензин, солярка, зерно и т.д.

Наши суда ходили вверх по р.Хопер до Балашова вниз до устья, по р. Медведица до ст. Алексеевская, по р. Бузулук до ст. Кругловская, вверх по р. Дон до ст. Казанская, по Цимлянском водохранилищу до с/х Донской. Волго-Донскому каналу им. Ленина, по р.Волга вверх до г. Дубовка вниз по р. Волга до р/п Красный Яр.

Для очистки и поддержания судоходного русла р.Хопер работали 2 карчекрана, 2 земснаряда, 2изыскательские партии, которые строили плетневые каменные гряды. В момент разлива р.Хопер работала паромная переправа.

На судах работали КАПИТАНЫ-МЕХАНИКИ: ПИГРОВ Г.Е., ФЛУГ А., МАСЛОВ Е.Е., КРИВОЕ В., ПРЯДКО Н.М., КОЗЛОВ В.Т., УВАРКИН С.Ф., ОМКЕ Г.Е., СОЛОВЬЕВ Е.М., ЧЕРНОНОСОВ В., МОТОРЫГИН И.Н.,АЛПАТОВ А., КАНОНЕНКО, ДАВЫДОВ, ДЕМЕНТЬЕВ М., МУЛЬГАНОВ Д.А., ЖЕЛУДКОВ В.М., ЛАБУТИН С., ДАНИЛОВ С.Г., АНОХИН Н., ГОРЮШКИН П., СТЕПАНОВ А., ЛАРИН В.М., ШЛЫКОВ В.С., ПОЛУНИН В.И., ПОЛУНИН В.И., СЫЧЕВ П., БАРАНЧИКОВ В., ДОНСКОВ Г., КИРИЛЛОВ И.С., БЕЙМАН В.Н., ЛЫКОВ В.Т., ПРЯДКИН В.М., КИЛЯКОВ А., ГОРЕЛОВ В., ГЛУХОВСКОВ А.М., СУТЫГИН П.К., ЗАНИН Д.И.. Начальники пристани Урюпинск: Кузьмичев, Гудов И.П., Новамлимов Н., Уваркин С.Ф., Архипов. Начальники управления: Малахов, Черных, Афанасьев.

«Москва» и «Ленинград» (пассажирские катера) —-

Порт приписки: Урюпинск;
судовладелец: Министерство речного флота РСФСР,
Волгоградское управление по освоению и эксплуатации малых рек;

состояние: судьба неизвестна, по всей вероятности утилизированы после 1960 г;

назначение: перевозка пассажиров в салоне и на открытой палубе;

место постройки: Воткинский завод (Завод №235) Россия Воткинск;
год постройки: 1940 (оба судна);

регистровый номер: нет данных;

примечание: после войны были переоборудованы в Сталинградских судоремонтных мастерских, с модернизацией корпуса и надстройки. В 50-е годы , работавшие на Хопре суда были переименованы.

Катер «Москва» получил название «Смелый», а «Ленинград» переименовали в «Бойкий». Бывший «Ленинград» перешел своим ходом из Урюпинска в Сталинград, после чего некоторое время работал на линии между Сталинградом и Волжским, а так же на реке Ахтуба. «Смелый» до 1960-х годов работал на Хопре…
(Информация получена от Валентина Ивановича Полунина — директора Урюпинского клуба моряков, в бытность капитана катера «Ленинград» («Бойкий»)).

Характеристики (данные из списков флота за 1959 год):

Длинна, м: 19,0 (для обоих судов);
ширина, м: 3,32 (для обоих судов);
высота борта, м: 1,22 (для обоих судов);
осадка порожнем и в грузу, м: 0,25-0,6 (для обоих судов);
марка двигателя: один К-551 (80 л.с.) (для обоих судов);
движитель, тип: один винт (для обоих судов);
количество рулей: 2.
Изначально на судах стояли по 2 бензиновых двигателя,
вращавших по 2 гребных винта. По словам Валентина Ивановича Полунина, управление двигателями «враздрай» позволяло более уверенно маневрировать на перекатах и на извилистых участках рек.
Пассажировместимость, чел: 100 («Смелый»), 75 («Бойкий»);
запас топлива, тонн: 1,0 («Смелый»), 1,2 («Бойкий»);
расход топлива в час, кг: 13;
скорость в спокойной воде, км/ч: 16.

27 мая 2024
Светлана Крюкова

Читайте так же

Есть чем поделиться?
Пишите!

    Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности