Не так давно мы писали об истории казарм кавалерийского полка в Борисоглебске https://mybsk.ru/kazarmy-kavalerijskogo-polka-v-borisoglebske/. Остановились мы на том, что с конца 1922 года в военном городке Борисоглебского полка разместилась 2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота.

Большинство зданий с толстыми кирпичными стенами, в которых когда-то размещались казармы 6-го Борисоглебского кавалерийского запасного полка, целы до сих пор. Но в начале двадцатого века, они, оставшись в ведении вооруженных сил молодой советской республики, стали местом расположения совсем другого рода войск.
В декабре 1922 года начальником Главного управления Красного Воздушного Флота (КВФ) был издан приказ о формировании в Борисоглебске авиашколы. Школе присваивалось наименование «2-я военная школа летчиков Красного Воздушного Флота». Первым начальником школы был назначен опытный лётчик В. М. Ремезюк, окончивший лётную школу ещё в Первую мировую, в 1916 году в Севастополе.
Будущий начальник школы и его помощник в январе 1923 года побывали в Борисоглебске и остались очень довольны увиденным. Руководству было доложено, что условия здесь благоприятны, место равнинное, кругом поля. Школа может расположиться на восточной окраине города, рядом с площадкой пригодной для аэродрома, к которой, кстати, проложена железнодорожная ветка. Уже имеется военный городок с капитальными каменными строениями, пригодными для размещения личного состава и служб. Климат в окрестностях города ровный, ветры удачного направления, всё приемлемо для работы. Борисоглебск был признан удобным во всех отношениях.
29 марта был издан приказ о переводе формируемой 2-й военной школы лётчиков к постоянному месту базирования. С 6 по 13 апреля школа двумя эшелонами прибыла в Борисоглебск. Для полётов был оборудован аэродром на кавалерийском плацу. Кавалерийские манежи и конюшни, здания которых сохранились до сих пор, были перестроены в ангары. Первый набор курсантов (учлетов) в количестве 47 человек прибыл из Егорьевской теоретической школы КВФ. Датой рождения военного учебного заведения, в дальнейшем было принято считать один из дней с 22 по 25 апреля 1923 года. 22-го специальным приказом Реввоенсовета было оформлено распределение личного состава, а 25-го были выполнены первые рулежки.
Перед школой была поставлена задача: научить курсантов летать на учебных самолетах и готовить кадры для высших учебных лётных школ. Занятия осуществлялись интенсивно. К сентябрю в школе уже обучалось 92 курсанта. В числе первой группы, прибывшей из Егорьевска, был и будущий знаменитый летчик Валерий Павлович Чкалов. 7 декабря состоялся второй выпуск — девять человек. К концу 1924 года лётная школа была полностью укомплектована. 30 мая 1926 года состоялся 16-й по счету выпуск.
Многие выпускники первых лет существования Борисоглебской авиашколы стали видными военачальниками советских ВВС, авиационными генералами, полярными исследователями. Их крылатые машины спасали «папанинцев», совершали рекордные перелеты через Северный полюс. Одним из наиболее выдающихся выпускников 2–ой ВШЛ был Валерий Чкалов. Имя его приказом наркома обороны Клима Ворошилова было присвоено школе в 1938 году после трагической гибели знаменитого советского летчика.
В 1930 году авиашкола являлась уже неоспоримой и неотъемлемой частью Борисоглебска. Это было уже достаточно крупное военное учебное заведение. Для проживания инструкторов, пилотов, обслуживающего персонала требовалось много жилья. С 1930 года начинается освоение и застройка бывшей Сенной площади (между Советской, Третьяковской, Сенной улицами и Победы). Здесь начинается возведение жилых домов для военнослужащих жилкооперацией «Самолет». Первым был выстроен трехэтажный дом из красного кирпича по улице Сенной. Сейчас это дом номер 71. В дальнейшем выросли и другие многоэтажные дома для личного состава школы. Они образовали небольшой микрорайон в пределах квартала и, по меткому выражению местных жителей, получили название «Лётные дома».
Часть территории бывших казарм, там, где когда-то были кавалерийский манеж и конюшни, превращенные в ангары, вскоре приняли станки и оборудование, чтобы стать предприятием по ремонту авиационной техники. В дальнейшем это знаменитая, хорошо известная всем борисоглебцам, Рембаза. А затем АРЗ — 711.
При казармах кавалерийского полка до революции находилась полковая церковь с престолом Серафима Саровского Чудотворца. В двадцатые годы на храме были снесены купол и шпиль колокольни, а так же изменена входная группа. С тех пор изменившее облик здание стало называться Домом Красной армии, а в дальнейшем Домом Офицеров. В настоящее время это Дворец Культуры «Звездный». В его конструкции по-прежнему несущую функцию выполняют мощные стены прежней церкви, и даже сохранился фрагмент прежнего подвала. Земельный участок за бывшей церковью размером в городской квартал был обращен в стадион, где в свободное время курсанты увлеченно гоняли в футбол, а также занимались другими видами спорта.

В 1930 годах в нашей стране стал очень быстро развиваться парашютный спорт. В мае 1936 года на стадионе школы была выстроена 37 — метровая парашютная вышка. На ней отрабатывали прыжки, как курсанты, так и многочисленная городская молодежь. Для этого в городе был организован аэроклуб. Учебные классы клуба находились на улице Советской, в здании, где сейчас детская музыкальная школа.
Тысячи выпускников школы приняли участие в Великой Отечественной войне. 45 из них применили в боях воздушные тараны, 19 — огненные тараны. 31 летчик из Борисоглебска сбил по 15 и более самолетов противника. Более 200 борисоглебских пилотов стали генералами. 263 стали Героями Советского Союза, в том числе двенадцать дважды Героями.
В 1950 строиться огромное учебное здание, чей фасад с колоннами выходит на улицу Чкалова. Это самое большое здание и единственное построенное в советское время.

В 1969 году учебное заведение в Борисоглебске получает новое название: Борисоглебское Высшее Военное Училище Летчиков (БВВАУЛ). И в этом статусе учебное заведение получило не меньше славы, чем на первом этапе своего существования. Училище выпустило целые поколения новых покорителей небес. Среди них были и космонавты. Одним из таких выдающихся выпускников БВВАУЛ является летчик-космонавт Олег Новицкий, который 25 октября 2012 года прибыл на борт МКС.
Всего из стен школы и училища вышли 288 Героев Советского Союза и России и шесть космонавтов. Сейчас это учебный центр и лётная база, которая с гордостью, по-прежнему, носит имя Чкалова.

Старинные корпуса из красного кирпича частично используются до сих пор. Остальное, к сожалению, ветшает, но с улицы хорошо видны многочисленные каменные здания постройки конца 19 века.

Фотогалерея
Читайте так же

Подборка мероприятий от «Мой Борисоглебск» с 7 по 10 ноября

Новогодний праздник для ветеранов Борисоглебска: музыка, песни и слова благодарности

Юнармейцы Борисоглебска приняли участие в акции памяти «Блокадный хлеб»

Отличное выступление борисоглебских спортсменов на первенстве России

В детском саду № 20 готовят будущих инженеров и программистов

Ожившие памятники

В Борисоглебске планируется создание второй части Парка Патриотов

Праздник Иван Купалы

Не сломаться, а стать сильнее: как находить мотивацию в самые трудные времена
