«Никто не забыт» — сегодня мы вспоминаем нашего земляка Сергея Феоктистова. Героя Советского Союза, лётчика Великой Отечественной войны, родившегося 19 января 1919 года в Борисоглебске. Будущий полковник СССР был родом из семьи рабочих. Детство и юность провёл в Москве.
Окончил 7 классов неполной средней школы и аэроклуб. Работал учеником токаря на заводе, затем на строительстве метрополитена. С 1938 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
Войну Сергей Феоктистов встретил в составе одного из истребительных авиационных полков. В первый же день войны их аэродром подвергся бомбардировке. На уцелевших И-16 лётчики в течение месяца вели напряжённые бои. Затем полк был переформирован в штурмовой и приступил к боевой деятельности на дальних подступах к Москве.
Не сразу, конечно, пришло мастерство. Медленно, но верно молодой лётчик набирался сил, обретал боевой опыт, умение. Научился точно бомбить, поражать цели «эрэсами», разгадывать замыслы противника. Вскоре и сам стал передавать трудную науку воздушного боя вновь прибывшей молодежи.

Весной 1942 года полк, в котором служил Феоктистов, был переведён на Северо-Западный фронт, в район Демянска. Там, немецкое командование впервые предприняло попытку организовать снабжение своих окружённых войск по воздуху. В начале мая, наряду со штурмовкой наземных целей, Феоктистов в течение одного дня сбил в воздушных боях 3 вражеских самолёта: в первом вылете Hs-126, во втором — 2 Ju-52. 6 Июня 1942 года сбил ещё 2 Ju-52.
Затем участвовал в Сталинградской битве, в боях на территории Белоруссии.
Очень тяжёлые бои пришлось вести лётчикам полка в период Сталинградской битвы, особенно в её начале, когда противник имел явное преимущество в воздухе. Усугубляло ситуацию то, что штурмовик был одноместным и с хвоста практически беззащитен. Из воспоминаний Сергея Феоктистова:
«В сталинградском небе было буквально тесно. „Мессеры“ кружили, как осы. Задней кабины, в которую мы потом посадили стрелка, у нас еще на было. Погибали машины и наши боевые товарищи.
И вдруг — попробуй до такого додуматься — наши инженеры установили в хвост самолёта обыкновенные сигнальные ракеты. Конечно, это были не пушки, но представьте себе: Ме-109 идет в атаку, сближается, вот-вот откроет огонь и вдруг, прямо перед глазами — огненный шар… И немцы выскакивали из-под хвоста наших самолётов будто ошпаренные. Разберись попробуй, что это за новый вид оружия придумали русские. А полк, имея такое „оружие“, продержался в непрерывных боях значительно дольше обычного».
После окончания сталинградской битвы начались новые бои, на другом участке фронта…
26 февраля 1943 года в один из вылетов на штурмовку вражеских позиций Феоктистов, на счету которого было уже 4 сбитых в воздушных боях «Юнкерса» и один «Хеншель», был подбит зенитным огнём врага. Его самолёт с убранным шасси упал на кустарник и, зарываясь носом в сугроб, прополз несколько метров. Произошло это на территории, занятой противником.
Лётчик выскочил из кабины, и первая его мысль была — «как быть с самолётом?». Достав ракетницу, Феоктистов открыл горловину бензобака. Глухо прозвучал выстрел. Лётчик успел спрыгнуть с крыла и упал ничком в снег. Раздался оглушительный взрыв.
Немецкие солдаты долго искали лётчика. Дважды почти лицом к лицу сталкивался с ними Феоктистов и каждый раз уходил от них. Мёрз ночами в снегу, голодал, но все шёл и шёл к линии фронта, в сторону канонады, доносившейся с востока. Знал лётчик одно: живым его не возьмут, будет драться, пока бьется сердце…
На восьмые сутки — радость: встретил партизанских разведчиков. Они и привели Сергея в штаб 1-й Белорусской партизанской бригады, насчитывавшей несколько тысяч бойцов. Встал в их ряды и Сергей Феоктистов. Он не мог поступить иначе. Вместе с партизанами ходил на задания. Помогал в разработке боевых операций. Наравне со всеми отбивал яростные атаки карателей.
Потом за Сергеем прилетел самолёт По-2 и увёз его на «Большую землю». С апреля 1943 года лётчик Феоктистов вновь сел за штурвал «Ила», чтобы громить врага.
К сентябрю 1944 года командир 1-й эскадрильи 568-го штурмового авиационного полка капитан Феоктистов совершил 80 боевых вылетов на штурмовку войск и техники противника. В воздушных боях сбил 7 самолётов противника.
Войну Сергей Феоктистов закончил в составе 187-го Гвардейского Краснознамённого штурмового авиационного полка, совершив 146 успешных боевых вылетов и доведя счёт своих воздушных побед до 11 (лично сбил 7 самолётов и 4 в группе с товарищами). Такой боевой счёт даже для истребителя — дело чести и доблести, а ведь Феоктистов летал на тяжёлом маломаневренном штурмовике…
15 мая 1946 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами в годы Великой Отечественной войны, удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1948 году окончил высшие офицерские лётно-тактические курсы, в 1957 году успешно окончил военно-воздушную академию.
Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Александра Невского, Отечественной войны 2-й степени, Красной Звезды (дважды); медалями.
С 1972 года гвардии полковник Сергей Феоктистов — в запасе. Жил в Москве.
Умер 13 Апреля 1973 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Источник информации и фото: https://vk.com/club208563818
Фотогалерея
Читайте так же
В Борисоглебске с большим успехом реализуется проект «Русский стиль»
Врачи из Борисоглебска спасли молодого пациента от инсульта
История села Чигорак
Пять лет — полет нормальный!
«Сгорели» на льду. «Буран» проиграл Орску
Участники о Форуме Столля 2025
В Борисоглебске прошёл отчетный концерт ансамбля «ART Dance TV»
Приглашаем на 10-й Воронежский форум предпринимателей. Мой бизнес!
🥊♟ Шахматы на ринге: борисоглебские спортсмены вошли в число сильнейших на чемпионате России по шахбоксу