16+
фото
Религия
Все новости

Владыка Сергий объяснил смысл Антипасхи

Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, Фоминой недели. Название Антипасха означает «вместо Пасхи», но важно понимать, что речь идёт не о противопоставлении, а наоборот, о обращении к прошедшему празднику, повторении его. Праздник Антипасхи отражает идею продолжения пасхальной радости. Это время продления праздничного духа, в котором христиане еще раз отмечают великое событие Воскресения Христова.

Фоминой эта неделя называется потому, что Церковь вспоминает человека, для которого в каком-то смысле Пасха наступила на неделю позже других апостолов — это апостол Фома. В день Своего Воскресения, войдя затворенными дверьми и представ перед своими ближайшими учениками, Христос не встретил среди них Фому: по каким-то причинам его не было с десятью апостолами.

Апостол Фома не мог до конца поверить услышанной от своих собратьев неслыханной вести о том, что Христос жив: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин 20:25). Промысел Божий был таков, что апостол увидел раны Спасителя — через неделю, в то самое воскресенье, которое мы сегодня называем Фоминым. «Господь мой и Бог мой!» — это восклицание Фомы и есть как бы обновление пасхальной радости, новая радость. И вот, вместе с другими учениками, апостол Фома стоит перед Воскресшим Христом, как перед тайной будущего века, в Котором всё будет преображено, будет новая земля, новое небо, новое тело, преображенные силой Воскресения.

— Эта история очень поучительная, — говорит Епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий. — Церковь хочет, чтобы каждый из нас стремился ко Христу так, как стремился к Нему апостол Фома. Ведь одно дело — услышать о воскресшем Спасителе со слов других людей, а другое — это убедиться в этом на своём опыте, когда эта встреча происходит в нашем сердце. Церковь хочет, чтобы каждый из нас, как Фома искал этой встречи, стремился к ней. После такой встречи наша вера, наши убеждения становятся другими — мы начинаем понимать, что значит по-настоящему радоваться Воскресению Христову. Эту историю Церковь нам напоминает не для того, чтобы мы осудили Фому, а про себя сказали «вот — мы не видели, но уверовали», а для того, чтобы мы, подобно апостолу, стремились увидеть Христа воскресшего, встретить его в своей жизни и в своём сердце. Таким образом, в этот день, в день воскресный, Христос просвещает и тех, кто не понял, не принял сразу Воскресения, но всё-таки оставался неравнодушным к Нему, и это просвещение теперь постоянно будет действовать. Для этого во все последующие воскресные дни мы снова и снова вспоминаем, и празднуем Пасху, чтобы отверзлись духовные очи тех, кто ещё на пути, кто ещё не до конца, не всё понял.

24 июля 2024
Олеся Тюрина

Читайте так же

Есть чем поделиться?
Пишите!

    Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями Политики конфиденциальности